Отличная статейка. Побольше таких!!
хороший телефон и не дорогой и 66 суток на 1 зарядке)) для путешественников в самый раз
Ладно, с роботами более-менее понятно, но как на экраны картинка проецировалась? Они же двигались оба, экраны эти! Офигеть, конечно.
Главная / Статьи / Космос / Космические зонды «Вояджер». История длиной в 18 миллиардов километров

Космические зонды «Вояджер». История длиной в 18 миллиардов километров

07.03.2014 в 10:06
Космические зонды «Вояджер». История длиной в 18 миллиардов километров

Космические зонды «Вояджер» можно считать рекордсменами по пройденному в открытом космосе расстоянию. Именно от них мы получили фотографии Юпитера, Сатурна, Нептуна. А сами зонды все также продолжают свое движение, удаляясь от Солнечной системы.

Космический исследователь «Вояджер-1» в настоящее время находится на расстоянии приблизительно 11 миллиардов километров от нашей планеты. Но это не мешает ему регулярно отсылать данные своим создателям (каждая такая «посылка» достигает Земли за 10 часов). Но каким образом зонду удается передавать информацию на такие дальние дистанции?

Среди всего оборудования, которое находится на борту «Вояджера-1», есть 23-ваттный радиопередатчик. Стоит отметить, что такие устройства не считаются чем-то из ряда вон выходящим и являются довольно маломощными. Правда, он все же мощнее своих аналогов, которыми оснащаются современные мобильные телефоны.

Ключом к успешной передаче данных на любые расстояния даже при использовании слабых радиопередатчиков стала комбинация из пары направленных друг на друга гигантских антенн (одна из них находится на «Вояджере-1», а вторая – на Земле) и радиочастот, на которых практически нет помех.

Действительно, те антенны, которые установлены на борту «Вояджера-1», имеют достаточно крупные габариты – их диаметр составляет 3,7 метра. Для сравнения – диаметр среднестатистической спутниковой антенны составляет 2 метра. Эта антенна отправляет собранные зондом данные на Землю, где их принимает ее 34-метровый «товарищ». При этом обе антенны направлены друг на друга.

Для передачи данных используется 8-гигагерцовый диапазон, поскольку в нем мало помех. Используя мощный усилитель, земная антенна получает данные из космоса. А благодаря применению мощнейшего передатчика обратно передаются команды для самого «Вояджера-1».

Письма из другого мира

Первые данные от «Вояджера-1» были получены еще в 1977 году. Но именно сейчас ученые из NASA, контролирующие эту миссию, взволнованы как никогда. Совсем скоро (до 2015 года) космический зонд достигнет той области, где наш «родной» солнечный ветер уже не столь силен и пересекается потоками солнечного ветра от других звезд.

Этот момент должен быть зафиксирован «трехосным магнитометром», который контролирует изменения магнитного поля. Стоит отметить, что космический зонд «Вояджер-1» стал первым рукотворным объектом, который покинул Солнечную систему.

Золотая Запись на борту «Вояджера»: 117 изображений Земли, приветствие на 54 языках, земные звуки

По мнению большинства астрономов из NASA, граница Солнечной системы определяется точкой, где на объект перестает воздействовать солнечная гравитация. Но стоит помнить о том, что гравитация определяет Вселенную в колоссальных размерах. В результате точка, о которой идет речь, располагается на расстоянии, в 50 000 раз превышающем дистанцию от Солнца до Земли.

На данный момент космический зонд преодолел «лишь» 123 таких дистанции – около 18 миллионов километров. А для того чтобы уйти из гравитационного захвата Солнца, ему понадобится еще 14 000 лет.

Спустя какое-то время «Вояджер-1» достигнет области, где солнечный ветер уступит место пыли и другим материалам, из которых состоит межзвездное пространство.

Благодаря программе «Вояджер» ученые смогли получить действительно интересные сведения, а также зафиксировали ряд необычных астрономических явлений. К примеру, они обнаружили следы четырех газовых гигантов, а прошлым летом «Вояджер-1» пересек так называемое «магнитное шоссе». Ранее об этом явлении ученые ничего не знали.

Если попытаться описать это открытие простым языком, то картина будет следующая: в той области, через которую пролетал зонд, происходило столкновение солнечного и межзвездного магнитных полей. По словам руководителя программы «Вояджер», Эдварда Стоуна, происходит это из-за подмены низкоэнергетичных частиц внутри гелиосферы их высокоэнергетичными аналогами из космоса.

Изображение Юпитера, сделанное «Вояджером-1» в апреле 1979 года

Совсем скоро с помощью зонда «Вояджер-1» ученые надеются получить ответ на один весьма занятный вопрос. По их мнению, наше Солнце генерирует своеобразную ударную волну, которая перемещается сквозь межзвездное пространство. Несмотря на то, что эта теория имеет массу сторонников среди астрономов, каких-либо подтверждающих ее данных пока нет.

Чтобы добраться до той точки пространства, где оба зонда находятся сейчас, им пришлось миновать точку под названием termination shock. «Вояджер-1» преодолел ее в декабре 2004 года, а его коллега «Вояджер-2» – в августе 2007 года. В этой точке происходит резкое снижение скорости солнечного ветра под давлением межзвездного газа. Зона, расположенная за этой точкой, получила название гелиопустоты. Ранее ученые считали, что она должна быть турбулентной, но в реальности солнечный и межзвездный ветра просто гасят друг друга.

При проектировании космических зондов инженеры старались сделать их как можно более крепкими, дабы они могли выдержать всевозможные воздействия космоса. К слову, наиболее тяжело «Вояджерам» пришлось во время полета к Юпитеру и Сатурну. Да и путешествие к Урану и Нептуну также нельзя было назвать легким.

К счастью, кое к чему создатели космических зондов смогли подготовиться заранее. Так, благодаря экспедиции «Пионер-10» ученые узнали, что уровень радиации вокруг Урана и Нептуна заметно выше ожидаемого. Из-за этого практически все узлы зондов пришлось переделывать, на что было потрачено 9 месяцев.

Многие системы «Вояджеров» имеют двойное и даже тройное дублирование. Как оказалось, такая предосторожность была совсем не лишней: спустя год после старта основной и вспомогательный приемники, установленные на зонде «Вояджер-2», вышли из строя. К счастью, в наличии была еще одна резервная система, которая благополучно функционирует до сих пор.

В 2010 году ученые получили от одного из зондов искаженное сообщение. С помощью одного из резервных компьютеров была проведена проверка всех дампов памяти, в результате чего проблема была локализована – один бит изменил свое значение с 0 на 1. Перезагрузка системы помогла исправить эту неполадку.

Изображения Урана: «Вояджер-2», июнь 1986 года, и одно из последних

Для наиболее оптимального использования всех ресурсов зондов команда, работающая с ними, непрерывно совершенствует программу системы управления. К примеру, во время юпитерианской фазы полета «Вояджера-1» обновление ПО производилось 18 раз.

Оба зонда оснащены самыми современными аппаратными средствами. Среди них нашлось место и дешифратору Рида-Соломона. С его помощью можно существенно снизить уровень погрешности, из-за которой корректное прочтение сообщения в случае потери некоторых битов будет невозможным. Изначально на каждый отправленный бит данных приходилось по одному корректирующему биту. Сейчас же корректирующий бит отвечает за пять «полезных».

Знаменитый снимок Земли «Pale Blue Dot» 1990 года: последняя миссия «Вояджера-1». 6 миллиардов километров

Дабы поддерживать скорость передачи данных от зондов на постоянном уровне, руководство проекта решило умышленно снизить ее до 160 бит в секунду. При этом основные камеры «Вояджеров» были отключены сразу после посещения последних планет Солнечной системы. В активном состоянии в данный момент находится лишь несколько нужных инструментов.

Источники питания (а на «Вояджерах» используются радиоизотопные генераторы, работающие на плутонии-238) будут обеспечивать работу используемых инструментов минимум до 2021 года. Но в любом случае в 2025 году оба зонда будут отключены, а все контакты с ними будут сводиться к проверке правильности их курса. Ведь даже после отключения они продолжат свое путешествие в вечную тьму.